Предоставление земельного участка в аренду для эксплуатации жилого дома

Комплексное освоение в целях жилищного строительства, согласно этой статье ЗК РФ включает в себя:. Земельные участки для комплексного освоения предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Отличие в использовании земельных участков в рассматриваемом случае от использования земельных участков под застройку в смысле ст. При этом земельный участок выделяется и предоставляется "единым массивом", а в последующем, после завершения строительства, он должен быть разделен на земельные участки под объектами и предназначенные для их использования и земли общего пользования.

Как и при предоставлении земельных участков для жилищного строительства в силу ст. Предоставление лицу земельного участка без проведения аукциона противоречит требованиям действующего законодательства, поскольку решение о предварительном согласовании места размещения жилого дома с объектами соцкультбыта и многоэтажными гаражами в рассмотренном судом случае принято 16.

Доводы заявителя о том, что процедура по выбору земельного участка для строительства объекта была выполнена до 01. Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения осуществляется на аукционе, который проводится в порядке, предусмотренном ст. Иными словами, комплексное освоение земельных участков в целях жилищного строительства представляет собой круг отношений, урегулированных особым образом, практически от начала предоставления участка и до завершения всех действий по комплексному освоению.

Так, установлено, что арендатор земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, обязан выполнять требования, предусмотренные подп. Исходя из указанных ст. Кроме того, определено, что согласно п. При этом к новому правообладателю переходят обязанности по выполнению требований, касающихся комплексного освоения земельного участка.

При этом следует сделать вывод о том, что ст. Это связано с тем, что предоставленный для комплексного освоения участок в процессе этого освоения подлежит разделу в целях осуществления строительства на участках, выделения земель общего пользования и т. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

В данном случае основанием является не определенная цель использования участка, а расположение на нем объектов недвижимости, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. При реализации норм данной статьи, как и ст.

Прокуратуры Ярославской области

Несмотря на то, что определение такого объекта на практике не всегда оказывается простым делом, его, для целей приобретения прав на землю, отличают от иного объекта недвижимости - помещения, которое, как правило, такой автономностью не обладает.

Кроме того, судебная практика, в том что касается правовых условий приобретения прав на земельные участки, исходит в ряде случаев из различий между зданиям, строениями и сооружениями и объектами незавершенного строительства.

В соответствии со ст. Хотя в данной статье не названы объекты незавершенного строительства, применение порядка выкупа земельных участков под названными объектами возможно в случаях, прямо указанных в законе. К таким случаям, в частности, относится приватизация объектов незавершенного строительства в силу положений п.

При предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства применение положений ст. Содержание исключительного права на приобретение в собственность или аренду земельных участков, которое имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, заключается в том, что никто, кроме указанных лиц, не может претендовать на приобретение данного земельного участка.

Это следует и из принципа единства судьбы земельного участка и недвижимости на нем расположенной. Также постановлением Пленума ВАС РФ разъяснено, что установленная Законом о введении в действие ЗК РФ норма о приватизации зданий, строений, сооружений одновременно с приватизацией земельного участка п. Наличие договора аренды земельного участка, заключенного до введения в действие ЗК РФ, не лишает собственника недвижимости права выкупа земельного участка в соответствии с п.

Важным для способа приобретения прав на землю, как следует из ст. Так, в частности, в особом порядке предоставляются земельные участки некоторым, определенным законом субъектам религиозные организации, иностранные субъекты. При этом при реализации п. Кроме того, согласно ст. На практике мы имеем дело с тем, что земельный участок под зданием сформирован далеко не всегда. В связи с этим реализация нормы ст. Если земельный участок сформирован после введения в действие названного Кодекса, то он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Практика последнего времени сформировала несколько позиций в отношении порядка оформления прав на земельные участки в данном случае, подкрепленные в том числе решениями высших судебных инстанций. Омска далее - департамент архитектуры , Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Омской области далее - Управление ФАКОН , о признании недействительным распоряжения департамента архитектуры от 29.

Судом установлено, что собственники помещений многоквартирного дома обратились 21. Омска далее - департамент недвижимости с заявлением о приобретении прав на земельный участок, на котором расположен жилой дом, с определением его границ и размеров в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Распоряжением департамента недвижимости от 30.

Департаментом недвижимости распоряжением от 11. Маркса, 29 в Центральном административном округе г. Собственники помещений указанного жилого дома 17. Управление Роснедвижимости решением от 04. Данный земельный участок был сформирован в соответствии с принятым департаментом архитектуры по заявлению общества от 29.

Полагая, что указанное распоряжение не соответствует земельному законодательству, нарушает права на использование фактически занимаемого земельного участка под многоквартирным домом, ТСЖ обратилось в суд с заявлением о признании указанного распоряжения недействительным. Суд, удовлетворяя заявленные требования, на основании положений ст. Кроме того, суд установил, что при формировании земельного участка для строительства нарушены положения ст.

Суд отклонил довод общества о том, что земельный участок под многоквартирным домом площадью 2127 кв. Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей ВАС РФ сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных ст. Если в здании, расположенном на неделимом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам - на праве хозяйственного ведения или всем лицам - на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с условием согласия сторон договора аренды на вступление в указанный договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Заключение договора аренды с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора в соответствии с положениями п.

Понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении отдельных владельцев помещений не допускается п. При разрешении споров, вытекающих из договора аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора, арбитражным судам следует руководствоваться п.

Поэтому в случаях, когда все соарендаторы по договору аренды земельного участка используют находящиеся на нем здания помещения в здании в предпринимательских целях, обязательства таких арендаторов считаются солидарными, если иное не установлено договором аренды. Если хотя бы один из соарендаторов земельного участка использует принадлежащее ему здание помещение , находящееся на этом участке, в иных целях, обязательства всех соарендаторов по договору аренды носят долевой характер.

При определении размера обязательства каждого из соарендаторов земельного участка судам следует исходить из размера площади здания помещения , принадлежащего каждому из соарендаторов. Поскольку лица, указанные в п. Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения - правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

В случае если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное бессрочное пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. При этом цена земельных участков, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

Порядок предоставления земельных участков инвалидам

Следует признать, что определение стоимости земельных участков, которая мыслилась как "льготная", вызывает большие сложности и конфликты на практике. Это связано с тем, что расчет кадастровой стоимости земельных участков, с одной стороны, не всегда точен и соответствует параметрам нормативным и фактическим участка.

С другой стороны, и точно установленная кадастровая стоимость участка оказывается зачастую гораздо выше рыночной. Последнее фактически нивелирует льготный характер приобретения прав на земельные участки под недвижимостью. Существенное значение для приобретения прав на земельные участки из государственной или муниципальной собственности имеют нормы ст.

При этом данный порядок распространяется как на отношения по приобретению прав на земельные участки под недвижимостью, так и на отношения по переоформлению прав на земельные участки, согласно указанию ст.

8 (800) 100-99-99

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п.

В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка заявителям и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. На данном земельном участке объекты недвижимости, принадлежащие Р. Истец - организация Р. Для таких лиц Вводным законом установлено правило о переоформлении земельных участочков в собственность либо в аренду.

При этом в соответствии с примечанием, закрепленным ст. Существо спора и разногласий в толковании норм судами составило положение п.

Данная статья содержит как общие условия приобретения прав на земельные участки в соответствии с видами недвижимости и правовым статусом лиц п. Переоформление прав на землю осуществляется при этом в соответствии с правилами ст.

Технология узаконения земли

Таким образом, правовое значение отсылки п. То есть на основании данного положения переоформить свои права должны все лица, если их права на землю не согласуются с условиями ЗК РФ. Ограничение субъектов, на которых должны распространяться требования п. А именно, данный пункт упоминает только следующие признаки лица, обязанного выполнить условия п.

Владение недвижимостью на земле как обязательный признак в данном случае отсутствует. Возможность обращения в суд с иском о понуждении администрации к заключению договора купли-продажи земельного участка основана по положениях ГК РФ ст.

Предоставление земельного участка в аренду для эксплуатации жилого дома

Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ, или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Обязанность заключения договора в данном случае вытекает из положений упомянутой ранее нормы п. Переоформление права как в том, так и в другом случае возможно только при условии заключения соответствующего договора. В то же время, обращаясь к п. Такое заявление рассматривается судом в порядке, установленном гл. При этом суд, установив, что решение либо действия бездействие государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании оспариваемого решения либо оспариваемых действий бездействия незаконными.

В частности, суд вправе обязать данный орган подготовить проект договора и направить его заявителю в определенный срок. Согласно статье 173 АПК РФ по спору о понуждении заключить договор в резолютивной части решения суд должен указать условия, на которых стороны обязаны заключить договор. Однако суд апелляционной инстанции, признавая требование общества правомерным и понуждая администрацию к заключению этого договора, в нарушение требований процессуального законодательства возложил на администрацию обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка и направлению его истцу.

Между тем обществом Р. Судами обращено внимание на обязанность соблюдения уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления действий, направленных на образование земельного участка, сведения о котором отсутствуют п.

Источник: http://gavinet.review/35078364.php